Многие налогоплательщика и даже многие консультанты уверены, что при налоговой проверке риски связаны исключительно с «расходными» договорами. Ведь чаще всего проверяющие вменяют нарушение статьи 54.1 НК РФ в связи с проблемными контрагентами – поставщиками. А это значит незаконные расходы и вычеты.
Казалось бы, классическая история: компания приобретает продукцию не напрямую у производителя, а через посредников. Налоговый орган видит, что посредники имеют признаки «фирм-однодневок», товар идет компании напрямую от производителя, изначальная цена товара по цепочке вырастает в несколько раз и т.д. Как итог – претензии к покупателю, как обоснованные (например, дела № А04-762/2019, № А09-1229/2019, № А50-17644/19 и т.д.), так и не очень (например, дело № А76-10767/2020).
Но в деле № А50-13432/2020 есть нюанс: проверяли не покупателя, а продавца. Его продукция в итоге приобреталась АО «Сургутнефтегаз», но не напрямую, а через ряд посредников. Инспекция установила: · Доставка товара напрямую покупателю; · Ранее между проверяемым лицом и покупателем был прямой договор поставки; · Многократное увеличение цены товара по цепочке; · Все гарантийные обязательства перед покупателем нес производитель; · Взаимозависимость финального продавца товара по цепочке (торговый дом) с производителем; · Компании-посредники имеют признаки «фирм-однодневок». Итог: налоговая инспекция рассчитала налоговые обязательства компании-производителя таким образом, как если бы она напрямую реализовывало продукцию АО «Сургутнефтегаз» по финальной цене. А это значит увеличение доходной части и НДС к уплате.
Так что по фиктивным цепочкам поставки «прилететь» может не только покупателю, которому порежут расходы и вычеты (дай бог – с учетом налоговой реконструкции), но и продавцу, которому припишут неучтенную выручку.